Accepted_test

EEG reactions in recognizing evaluative sentences about oneself and others in adolescents compared to adults
by Zlaya Sofia | Saprigyn Alexander | Lebedkin Dmitry | Stepanova Valentina | Savostyanov Alexander | Novosibirsk State University | Scientific Research Institute of Neurosciences and Medicine; The Federal Research Center Institute of Cytology and Genetics SB RAS | Novosibirsk State University; Scientific Research Institute of Neurosciences and Medicine | The Regional Information Technology Center | Scientific Research Institute of Neurosciences and Medicine; The Federal Research Center Institute of Cytology and Genetics SB RAS; Novosibirsk State University
Abstract ID: 70
Event: BGRS-abstracts
Sections: [Sym 10] Section “General problems in the study of cognitive processes; models of cognitive activity”

Под самореференцией понимается отнесение человеком информации к самому себе. В нашем исследовании мы проверяем гипотезу, что особенности распознавания самоотнесенной информации могут в существенной степени зависеть от возраста обследуемых людей. Цель исследования: изучить и сравнить реакции здоровых людей разного возраста на самоотнесенные и не самоотнесенные эмоционально окрашенные и не окрашенные предложения. В эксперименте было обследовано 20 школьников в возрасте от 12 до 14 лет, и 20 студентов в возрасте от 18 до 24 лет. Участникам предъявлялись 144 письменных предложения на русском языке, половина из которых содержала грамматическую ошибку. Задачей было определить, является ли предложение грамматически правильным или нет. Предложения содержали (1) нейтральную оценку самого участника, (2) негативную оценку самого участника, (3) положительную оценку самого участника, (4) нейтральную оценку других людей, (5) негативную оценку других людей, (6) положительную оценку других людей. В качестве показателей мозговой активности были выбраны амплитуды пиков вызванных потенциалов P300 и N400. У всех испытуемых большая амплитуда пика Р300 наблюдалась на предложения про себя, чем на предложения про других людей. У взрослых различия в ответах на разные категории предложения наблюдались в зоне Брока, а у подростков – в зоне Вернике. Кроме того, у подростков наибольшая амплитуда для всех рассмотренных пиков наблюдалась на эмоционально положительные предложения про самого себя, а у взрослых – на отрицательно окрашенные предложения о других людях. Можно сделать вывод¸ что ERP в условиях распознавания письменных предложений про самого себя и других отражают возрастные особенности распознавания личностно окрашенной информации.